Эти рекомендации объединены в 8 следующих пунктов:
- Внешний вид упаковки
- Маркировка продукции
- Наличие разрешительных документов
- Легальность продукции
- Тест продукции до покупки
- Осмотр самой продукции
- Выбор места покупки
- Дистанционная покупка
Упаковка товара
Следует обратить внимание внешний вид упаковки. Важно, чтобы она была без видимых повреждений, информация на ней должна быть четкой и доступной для чтения. Если присутствуют буквы, залитые цветом, то они не должны размазываться. Упаковка призвана сохранять косметические средства в целости и сохранности.
Помимо этого, на упаковке изображаются необходимые обязательные сведения о продукции – это ее маркировка.
Маркировка товаров
Маркировка парфюмерной и косметической продукции должна соответствовать требованиям ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». К обязательным сведениям, доступным потребителю относятся:
- наименование продукта;
- его назначение (детские товары должны иметь соответствующую отметку);
- наименование производителя и его адрес;
- страна происхождения товара;
- наименование и адрес организации, принимающей претензии;
- номинальный объем/масса или количество;
- срок годности;
- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию товаров;
- способа применения товара;
- состав.
По желанию производителя на маркировку упаковки также наносятся особые меры предосторожности. Свидетельством того, что продукт прошел все необходимые испытания и на него оформлено разрешение, является указание на маркировке обязательного знака ЕАС.
Свидетельство о государственной регистрации или декларация о соответствии парфюмерии и косметики
Каждый потребитель имеет право запросить у продавца документы, которые подтверждают безопасность приобретаемого товара. Для парфюмерно-косметической продукции такими документами являются декларация о соответствии или свидетельство о государственной регистрации. Вид документа зависит от вида и назначения продукции.
Форма оценки соответствия определена ТР ТС 009/2011, а подробный перечень с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 12 от 31 января 2013 г.
Таким образом, детские парфюмерно-косметические средства подлежат прохождению обязательной государственной регистрации: духи, туалетная вода, душистая вода, ароматные спреи, средства для макияжа и т. д. Аналогичная продукция для взрослых также попадает под декларирование.
Проверка сведений по QR-коду
С 1 октября 2020 года была введена обязательная маркировка парфюмерно-косметической продукции средствами идентификации. С этого дня все производимые товары должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак».
На упаковке продукции должен быть указан QR-код, распознав который с помощью приложения «Честный знак», потребитель получает все необходимые сведения о товаре, включая присутствие разрешительной документации. Таким образом можно проверить легальность выпускаемой продукции.
Следует отметить, что производителям предоставили возможность до 30 сентября 2021 года распродать немаркированные остатки товаров, произведенных или ввезенных в Россию до 1 октября в 2020м. До 1 апреля 2021 г. они также могут реализовывать парфюмерию и косметику без QR-кода и внесения сведений в систему.
Тестирование до покупки
Во время приобретения продукции непосредственно в точках продаж, покупатель может воспользоваться тестерами парфюмерии и косметики. Это дает возможность оценить аромат парфюма после распыления или, например, точно подобрать нужный тон косметического средства.
Парфюмерно-косметические продукты надлежащего качества не подлежат возврату. Это закреплено в статье 25 закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.
Проверка товара после покупки
Убедиться в том, что приобретенная продукция новая, потребителю поможет защитная пленка на упаковке. Помимо этого, когда речь идет о парфюмерии с пульверизатором, первые два распыления должны быть холостыми, без содержимого.
Выбор магазина
Следует отдавать предпочтение зарекомендовавшим себя магазинам, где указаны достоверные сведения об организации, адресе и режиме работы.
Покупка парфюмерии и косметики онлайн
Законодательством страны в области защиты прав потребителей закреплена обязанность продавца указывать полное фирменное наименование организации (ФИО для индивидуального предпринимателя), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и номер телефона.
Данная информация должна быть размещена на сайте продавца также, как и полное описание самой продукции. Добросовестные продавцы также ссылаются на скан-копии разрешительных документов.