Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня введенных в действие технических регламентов и списков стандартов к ним одобрен
В середине августа 2023 года произошла официальная публикация, а также вступление в действие распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 114 от 15 августа 2023 года. Данным распоряжением было получено одобрение проекта порядка проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня ставших действительными технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и списков стандартов к ним.
Отметим, что для последующего утверждения вышеупомянутый порядок будет рассмотрен Советом Евразийской экономической комиссии.
Немаловажно также, что данный проект утверждается в целях контроля своевременности, рациональности и перспективности закрепленных требований к безопасности товаров, выпускаемых в обращение на территории Евразийского экономического союза.
Анализ научно-технического уровня необходимо будет выполнять не менее чем 1 раз в 5 лет. Вместе с тем план подобного анализа утверждается сроком на 5 лет для обеспечения координации и систематизации проводимых работ.
Анализ или оценка научно-технического уровня должны состоять из нижеуказанных этапов:
Создание и утверждение плана мероприятий, внесение изменений в него (распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии).
Проведение непосредственно самого анализа.
Вынесение заключения на основе результатов проведенного анализа: решение о необходимости пересмотра регламентов, стандартов, а также программ по их разработке.
Преимущество в очередности проведения анализа присваивается техническим регламентам, с даты введения в действие которых прошло более 10 лет. Следующими рассматриваются регламенты, последние обновления в которые вносились более 5 лет назад.
Также следует учесть, что под проведение аналитической оценки попадают регламенты, у которых присутствует наличие большого количества обращений по результатам практики их действия и применения. В подобных ситуациях необходимо оценивать такие факторы, как:
искажение смысла норм регламента;
предпосылки для возникновения барьеров и ограничений в связи с применением требований регламента;
присутствие в регламенте отсылочных норм на законодательство стран-участниц объединения и их реализация;
полная комплектность правового регулирования положений регламента и коллизии его норм;
присутствие в тексте регламента ошибок юридически-технического характера;
неправомерные или необоснованные решения во время применения регламента;
количество и характер зафиксированных нарушений требований регламента;
присутствие однообразия в практике применения регламента;
количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения положений документа;
количество органов по сертификации и испытательных лабораторий, аккредитованных на рассматриваемый регламент;
обеспеченность регламента стандартами и методиками, необходимыми для его реализации, своевременность актуализации перечней стандартов.